Реверсирование электродвигателей
Схемы реверсирования двигателей.
Здравствуйте дорогие читатели. Частенько в любительских самодельных устройствах используются различного рода двигатели. В зависимости от предназначения, двигатели в этих устройствах, согласно конструкторскому замыслу должны вращаться в обе стороны. То есть схемы их включения должны предусматривать реверсирование. Самое простой реверс имеют двигатели постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов. Поменял концы проводов питания местами и все – движок вращается в другую сторону. Поэтому и схемы реверсирования для этих двигателей простые. А как быть с другими двигателями? Вот об этом и поговорим.
Двигатель Д5-ТР.
Двигатель с электромагнитным возбуждением. Двигатель имеет разные варианты исполнения и схем включения, но какие бы они не были, нам нужны всего четыре конца – два от статорной обмотки и два от роторной, т.е. от коллекторных щеток.
Для того, чтобы такие двигатели вращались в другую сторону, необходимо, чтобы полярность питающего напряжения на одной из обмоток оставалась постоянной, а полярность другой менялась на противоположную. Схема включения этого, как и любого другого с электромагнитами, показана на рис.1. Здесь постоянную полярность включения имеет статорная обмотка (обмотка возбуждения), что обеспечивается применением выпрямительного моста, а полярность роторной можно менять. Теперь реверс производится так же переполюсовкой напряжения питания.
Двигатель ЭДГ-1.
Двигатель ЭДГ-2.
Двигатель ЭДГ-1 раньше применялся в ЭПУ – электропроигрывающих устройствах. Двигатели типа ЭДГ-2 применялись в магнитофонных приставках. Эти двигатели рассчитаны на работу в сети переменного тока напряжением 127В. Но поменяв схему включения[1] обмоток и фазосдвигающего конденсатора, их можно питать и от сети напряжением 220В. Схема включения двигателей с реверсированием и его управлением показана на рисунке 2. «Лево», «Право» на схеме поставлены для виду. Все зависит от того, как первоначально подключить концы обмоток. Не понравится сторона, в которую первоначально крутится двигатель – перекиньте концы одной из обмоток.
Двигатель АВЕ – 071 – 4С.
Эти двигатели однофазные, асинхронные применялись в стиральных машинах прошлого века и я думаю, что еще переживут и меня с вами. Десятки лет они исправно вертели активатор, стирая белье и еще послужат нашим Самоделкиным. Двигатель имеет четыре вывода от двух обмоток. Одна пусковая, имеющая активное сопротивление 20 ОМ и рабочая с сопротивлением по постоянному току 50 Ом. Схема включения показана на Рис.3.
Двигатель ДАО – ЦУ4.
Этот двигун применялся, а может и применяется в стиральных машинах для вращения центрифуги. Для реверсирования этого двигателя придется разобрать выводную колодку и разъединить провода. Получим так же 4 конца от обмоток. Схема включения показана на Рис.4.
Двигатель ДАО-А.
Тоже от стиральных машин. Имеет четыре вывода. Схема включения такая же, как и у предыдущих асинхронных.
Двигатель АОЛБ-22-4 2сер.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Замечательный двигатель – три в одном. Внутри имеет тепловое реле и центробежный механизм отключения пусковой обмотки. Пришлось с ним повозиться, чтобы вам нарисовать схему наиболее понятно. Установка перемычек показана на рис. 5. Схема реверсирования показана на рис. 6.
Термореле РТ-10.
Термореле РТК-С.
В стиральных машинах применяются тепловые (защитные) реле РТ-10 и пускозащитные реле РТК-С, РТК-1, РТК-1-3, РТК-3-О и др. Тепловое реле типа РТ-10 с одним нормально замкнутым контактом служит для защиты от перегрузок электрических установок и однофазных электродвигателей переменного тока с номинальным напряжением до 220 В. Реле изготовляют на номинальные токи Iн тепловых эле¬ментов 1,2; 1,9; 2,5; 3,3 и 4,3 А. При Iн = 1,1 А реле не срабатывает в течение 30 мин; при Iн = 1,35 А реле срабатывает не более чем через 30 мин; при Iн = 2 А реле срабатывает за 18...60 с. Время самовозврата контактов в замкнутое состояние от 30 с до 10 мин. В реле встроен биметаллический термоэлемент с перекидной пружиной, которая обеспечивает мгновенное размыкание и замыкание контактов. Изоляция реле выдерживает испытательное напряжение 2000 В, приложенное в течение 1 мин. Реле устанавливают в вертикальном положении контакта¬ми вверх, питание подводится к верхнему зажиму. Реле предназначены для работы в закрытых помещениях при температуре окружающей среды от 0 до 70°С. Это довольно эффективна защита. Так что не пренебрегайте ею, а то себе будет дороже. Ну что еще, а пока все. Удачи всем. До свидания. К.В.Ю.
[1] Радио 2004г. № 6 стр.42 Бурков В. «Как подключить двигатель на 127В к сети 220В».
14 комментариев к “Реверсирование электродвигателей”
А почему на схемах подключения движков пусковыми обозначены обмотки с меньшим сопротивлением ? Насколько я знаю в пусковых обмотках сопротивление больше чем в рабочих.
Здравствуй, Владимир. В какой именно схеме? «Насколько я знаю в пусковых обмотках сопротивление больше чем в рабочих.» — не обязательно. Почитай вот здесь например — [www.mastercity.ru/showthread.php?t=81590]
Все верно. Не обязательно. Я сам столкнулся с этим.
Считаю описываемая тематика было обширно раскрыта. Автор мастер своего дела.
Спасибо большое. А то в руководстве к Волне-2м такая мудреная схема нарисована, что с моим слепыми глазоньками не разобраться. Миллион проводов. Только моторчик там АВЕ-071-4СУХЛ4. И он действительно на 1000 лет расчитан. Моторчику от центрифуги повезло меньше, даже демонтировать не буду.
Пожалуйста, Виктор.
В схемах реверсирования двигателей АВЕ-071-4С и ДАО-ЦУ4 допущены ошибки. Пусковые обмотки должны иметь большее сопротивление, а рабочие — меньшее.
В статье не нашёл ответа. Мне надо реверсировать двигатель вентилятора вытяжной вентиляции. Там простейший движок с одной обмоткой и мощностью 0 целых хрен десятых.
Привет Павел. В статье приводятся схемы реверсирования двигателей, которые у меня были в наличии. А. какой у тебя хрен знает.
Админ почитай сам и не морочь людям головы. Красная рабочая обмотка с меньшим сопротивлением т.е. 20 ом
Да вот устал искать как подключить ПСМ10-2 Вам смешно а мне хоть плачь.
Привет, Николай. Больно скудные данные: «Не могу подключить». Что подключить, к чему подключить? Попробуй зайти на форум, создай тему, задай вопрос, лучше со схемой, что тебе непонятно.На форуме можно картинки в запись вставлять.
Двигатель АВЕ – 071 – 4С. В схеме не раскрыты параметры D2,D3,K1,K2, VT1,VT2. И, какой потенциал подавать на «лево», «право», наверное «+24В».
Привет, Владимир. Я специально не указывал номиналы деталей потому, что в такой схеме параметры не критичны. Реле можно применить любые, но контакты должны выдерживать ток запуска двигателя, транзисторы любые n-p-n у которых ток коллектора раза в три больше тока рабочего тока реле, потенциал управления — можно и 24В спокойно. 0,7 вольт упадет на переходе к-б, 23,3/7500 = 0,0031066666666666666666666666666667 А. Три миллиампера для маламощного транзистора вполне нормально.